МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
государственной политики
и
нормативно-правового
регулирования в сфере
образования Министерства
образования и науки
Российской Федерации
_________ /И.М. Реморенко/
«____» _________ 20___ г.
Разъяснения
по формированию примерных программ
профессиональных модулей начального профессионального и среднего
профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»
примерная
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль за соблюдением технологической
дисциплины,
эксплуатацией оборудования и качества металлов.
2009г.
Примерная программа профессионального модуля
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования (далее – СПО)
150408 Металловедение
и термическая обработка металлов
Организация-разработчик:_Федеральное
государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»
Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному
образованию Федерального государственного учреждения Федерального
института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от
«____»__________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
5 |
2. результаты
освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
|
9 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
20 |
5. Контроль и
оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)
|
22 |
1. паспорт
примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль за соблюдением технологической дисциплины, эксплуатацией
оборудования и качества металлов,
1.1. Область применения программы
Примерная программа
профессионального модуля (далее примерная программа) – является
частью примерной основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям)
СПО150408 Металловедение и термическая
обработка металлов(базовой
подготовки )в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД): Контроль за
соблюдением технологической дисциплины,
эксплуатацией оборудования и
качества металлов. и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Осуществлять
контроль технологического процесса термической и химико-термической
обработки металлов и сплавов.
2.Осуществлять
контроль за правильной эксплуатацией оборудования термического
производства.
3.Выполнять
контроль качества деталей и изделий после термической обработки
(испытания на твердость по Бринеллю, Роквеллу и переносными
твердомерами).
4.Осуществлять
металлографический контроль качества металлов.
Примерная программа
профессионального модуля может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области термической и химико-термической
обработке металлов при наличии среднего (полного) общего
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к
результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-контроля
технологического процесса термической и химико-термической обработки
металлов и сплавов;
-контроля
за правильной эксплуатацией оборудования термического производства;
-контроля
качества деталей и изделий после термической обработки (испытания на
твердость по Бринеллю, Роквеллу и переносными твердомерами);
-металлографического контроля качества металлов.
уметь:-
пользоваться металлографическим оборудованием и нормативной
документацией;
-отслеживать показания приборов
термического оборудования;
-читать карты технологического
процесса изготовления деталей;
-проверять термическое
оборудования на соответствие его с паспортными данными;
-подбирать образцы для
проведения испытаний деталей на твердость по Бринеллю и Роквеллу и
Виккерсу;
знать:
-структуру металла до
термической и химико-термической обработки и после термической и
химико-термической обработки;
-классификацию
контрольно-измерительных приборов, типы термических
преобразователей, их назначение и основные характеристики;
-правила технической
эксплуатации оборудования;
-устройство и принципы действия
приборов для измерения твердости деталей по Бринеллю, Роквеллу и
Виккерсу;
-методику проведения испытаний на твердость
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – _____486____ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – ____324___ часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
– __216___ часов;
самостоятельной работы обучающегося – ___108___
часов;
учебной и производственной практики – ___162___ часов.
2. результаты
освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы
профессионального модуля является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности
Контроль за соблюдением технологической дисциплины, эксплуатацией
оборудования и
качества металлов,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1 |
Осуществлять контроль технологического процесса термической
и химико-термической обработки металлов. |
ПК 2
|
Осуществлять контроль за правильной эксплуатацией
оборудования термического производства. |
ПК3
|
Выполнять
контроль качества деталей и изделий после термической
обработки (испытания на твердость по Бринеллю, Роквеллу и
переносными твердомерами). |
ПК 4 |
Осуществлять металлографический контроль
качества металлов. |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2
|
.Организовывать
собственную деятельность,
определять методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество. |
ОК3 |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях. |
ОК4 |
.
Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
|
ОК5 |
.
Использовать информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной
деятельности.
|
ОК6 |
.
6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
|
ОК7 |
. Ставить цели, мотивировать деятельность
подчиненных, организовывать и контролировать их работу с
принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
|
ОК8 |
. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
|
ОК9 |
Быть готовым к смене технологий в
профессиональной деятельности.
|
ОК10 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применение полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
3.1. Тематический план профессионального модуля
.
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов
профессионального модуля* |
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и
практики) |
Объем времени, отведенный
на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа
обучающегося |
Учебная,
часов |
Производственная (по
профилю специальности),
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная практика) |
Всего,
часов |
в т.ч. лабораторные
работы и практические занятия,
часов |
в т.ч., курсовая работа
(проект),
часов |
Всего,
часов |
в т.ч., курсовая работа
(проект),
часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК1 |
Раздел1.Контроль
технологического процесса термической и химико-термической
обработки металлов и сплавов.
…………………………………… |
*120 |
54* |
36 |
* |
28 |
* |
*10 |
*28 |
ПК2 |
Раздел2Контроляь
за правильной эксплуатацией оборудования термического
производства.
…………………………………… |
*60 |
*26 |
*8 |
- |
*12 |
- |
*6 |
*16 |
ПК3 |
Раздел.3Контроль
качества деталей и изделий после термической обработки
(испытания на твердость по Бринелю, Роквеллу и переносными
твердомерами);
|
244 |
108 |
52 |
- |
54 |
- |
28 |
54 |
ПК4 |
Раздел.4.Металлографического
контроля качества металлов.
|
62 |
28 |
12 |
- |
14 |
- |
6 |
14 |
|
Производственная практика
(по профилю специальности),
часов (если
предусмотрена
итоговая (концентрированная) практика) |
*
(ввести число) |
|
*
(повторить число) |
|
Всего: |
*486 |
*216 |
108 |
* |
*108 |
* |
*50 |
*112 |
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6,
8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен,
необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество
часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел
в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по
горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего»,
должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке
столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на
освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта
программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося
должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы.
Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в
строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному
в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений
следует повторить объем часов на производственную практику по
профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и
в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная,
и производственная (по профилю специальности) практики могут
проводиться параллельно с теоретическими занятиями
междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально
выделенный период (концентрированно).
3.2.
Содержание обучения по профессиональному
модулю (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
и тем |
Содержание учебного
материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел1ПМ.Контроля
технологического процесса термической и химико-термической
обработки металлов и сплавов;
|
|
120* |
* |
МДК 1 Контроль качества
термической и химико-термической обработки. |
|
54* |
Тема 1.1.
Технологическая и нормативная техническая документация |
Содержание |
*8 |
2 |
1. |
Виды технологической
документации. Карты технологического маршрута,
операционные карты и графики термической и химико -
термической обработки металлов и сплавов |
…2 |
Стандарты и другая
нормативная техническая документация используемая при оценке
и контроле качества продукции в термическом производстве. Ее
виды и назначение. Правила пользования технической
документацией. |
*2* |
Практические занятия. |
12* |
3 |
1. |
Изучение технологической
операционной карты технического контроля. |
2 |
Изучение карт
технологического маршрута. |
3 |
Изучение нормативной
технической документации оценки и контроля качества
продукции. |
Тема 1.2. Контроль
технологических процессов.
|
Содержание. |
*10 |
*3* |
1. |
Контроль
характеристик, параметров режимов и других
показателей технологических процессов. Оперативный контроль
за ходом термической и химико–термической обработки
металлов в режиме реального времени и корректировка
параметров технологического процесса. Контроль
температурного режима нагрева, продолжительности выдержки и
среды охлаждения. Контрольно-измерительные приборы: их
назначение, устройство и принцип действия.
Автоматизированные системы управления, измерения, контроля
параметров технологических процессов термического
производства и автоматической обработки показаний приборов.
Эффективность технического контроля за счет
автоматизированных систем.
|
|
Практические занятия |
24 |
1 |
Изучение контрольно-
измерительных приборов обеспечивающих работу термического
оборудования.
|
2 |
Изучение автоматизированных
систем управления, измерения, контроля параметров
технологических процессов термического производства. |
|
Лабораторные
работы |
1 |
Контроль параметров
термической обработки.
|
Самостоятельная работа
при изучении раздела 1 ПМ
Изучение рабочих чертежей деталей технических условий,
технических инструкций, технологических карт.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной технической литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленным
преподавателем).
Подготовка к практическим
занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ, отчетов и
подготовка к их защите.
|
*28 |
|
|
Примерная тематика
домашних заданий
Стандарты и другая нормативная техническая документация
используемая при оценке и контроле качества продукции в
термическом производстве |
|
Учебная
практика(термическая)
Виды
работ
-контроль и регулирование температуры в печах (ваннах) при
термической и химико - термической обработке;
-контроль и регулирование работы закалочных баков.
|
*10 |
|
Производственная практика
– (по профилю
специальности)
Виды
работ
-контроль параметров технологического процесса;
-наблюдение за работой печей, температурой и скоростью
нагрева, продолжительностью выдержки и способами
охлаждения;
-установка приборов для контроля температуры;
-регулирование состава печной атмосферы в печах;
-выполнение основных способов контроля изделий и образцов
после термической и химико- термической обработки;
-оформление документации по техническому контролю.
-наблюдение
за работой
автоматизированных систем управления, измерения, контроля
параметров технологических процессов термического
производства и автоматической обработки показаний приборов.
|
*28 |
|
Раздел ПМ 2
Контроль за
правильной эксплуатацией оборудования термического
производства;
|
|
*60 |
|
|
МДК 1 Контроль качества
термической и химико-термической обработки. |
|
*26 |
3
3 |
|
Тема 2.1.Контроль
оборудования. |
Контроль соблюдения правил
технической эксплуатации оборудования.
Проверка оборудования на соответствие с техническими
паспортными данными. Контроль инструмента, приспособлений
и оснастки. Контроль и регулирование параметров процессов
термической химико-термической обработки металлов и сплавов.
Автоматизированные системы управления и регулирования
оборудованием термических цехов Контроль и поддержание
атмосферы печи. Автоматизированные системы управления
термическими печами. Проведение метрологического надзора
контрольно- измерительных приборов. Контроль соблюдения
правил эксплуатации технологического оборудования. Способы
устранения неисправностей оборудования. Автоматизированные
системы, обеспечивающие диагностику состояния
технологического оборудования. |
*18 |
|
Практические занятия |
8 |
|
1 |
Изучение автоматизированных
систем управления термическими печами. |
|
2 |
Проверка оборудования на
соответствие с техническими паспортными данными |
|
Самостоятельная работа
при изучении раздела 2ПМ
Систематическая проработка
конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных
пособий, составленным преподавателем).
|
*12 |
|
Примерная тематика домашних заданий
Изучение технических
паспортных данных оборудования термического производства. |
|
Учебная практика
Виды
работ:
-контроль и регулирование температуры в печах (ваннах) при
термической и химико - термической обработке;
-контроль атмосферы печи.. |
*6 |
|
Производственная практика
по профилю
специальности
Виды
работ:
-контроль соблюдения правил технической эксплуатации
оборудования;
-контроль оборудования на соответствие с паспортными
данными;
-наблюдение
за работой
автоматизированных систем управления, измерения, контроля
параметров технологических процессов термического
производства и автоматической обработкой показаний приборов. |
*16 |
|
Раздел ПМ 3.
Контроль качества деталей и изделий после термической
обработки (испытания на твердость по Бринелю, Роквеллу и
переносными твердомерами);
|
|
*244 |
|
|
МДК 1 Контроль качества
термической и химико-термической обработки. |
|
108 |
3 |
|
Тема3.1 Визуально-оптический
и статистический методы контроля
качества металлов.
|
Визуально-оптический
метод контроля качества металлов:
его назначение, приборы, методика проведения. Контроль
качества исходных материалов и готовой продукции.
Статистический анализ и регулирование качества металлов.
Обратные связи в системе активного контроля качества на
производстве. Показатели качества. Документация по контролю
качества металлов.
|
12 |
|
Лабораторные
работы
|
12 |
|
1 |
Контроль качества деталей
внешним осмотром и измерением. |
|
Практические занятия
|
|
1 |
Изучение приборов и
инструментов для визуально-оптического контроля. |
|
2 |
Статистический анализ
результатов контроля. |
|
Тема3.2.Контроль твердости. |
Выбор методов испытания на твердость и
оборудования для проведения контроля качества деталей после
различных видов термической и химико - термической обработки
металлов.
Выбор образцов для проведения испытаний на
твердость.
Выполнение сравнительного анализа полученной
твердости по
технологической карте контроля. Автоматизированные системы
обеспечивающие контроль твердости металла и обработку
показаний. Техника безопасности при испытаниях на твердость.
|
8
. |
|
3 |
|
Тема 3.3. Физические методы
исследования и контроля качества металлов |
Термический анализ металлов,
его назначение и способы осуществления. Методы термического
анализа: простой, дифференциальный и дилатометрический.
Рентгеновская дефектоскопия. Просвечивание исследуемых
деталей рентгеновскими лучами. Методика проведения контроля.
Рентгеновские аппараты, принцип их действия и конструкции.
Просвечивание деталей γ -
лучами. Методика проведения контроля.
Гамма - дефектоскопы, их
устройство и принцип действия. . Автоматизированные системы
управления рентгеновскими установками и обработки
результатов контроля.
Ультразвуковой метод
контроля. Ультразвуковой дефектоскоп и методика проведения
контроля качества металлов с его помощью. .
Автоматизированные системы управления дефектоскопами и
обработки результатов контроля.
Магнитная дефектоскопия.
Методы регистрации магнитных полей над дефектами металла.
Магнитные дефектоскопы и методика проведения контроля
качества с их помощью.
Метод вихревых токов: его
назначение, область применения, методика проведения.
Электромагнитные индуктивные дефектоскопы; их использование
для контроля качества металлов.
Магнитные методы определения
твердости структуры металлов. Устройство коэрцитиметра и
принцип его действия. Автоматизированные системы управления
дефектоскопами и обработки результатов контроля.
Люминесцентный метод
контроля, методика его проведения. Люминесцентные
дефектоскопы и автоматизированные линии, используемые для
контроля качества металлов. Автоматизированные системы
управления и обработки результатов контроля. |
32 |
3 |
|
Лабораторные
работы |
40 |
|
|
1 |
.
Выявление дефектов в деталях рентгеновской дефектоскопией.. |
|
2 |
.
Выявление дефектов в деталях ультразвуковым методом
контроля. |
|
3 |
Выявление дефектов в деталях
методом магнитной дефектоскопии |
|
4 |
.
Выявление дефектов в деталях люминесцентным методом
контроля |
|
Практические занятия
|
|
1 |
Изучение автоматизированных
систем управления рентгеновскими установками и обработки
результатов контроля. |
|
2 |
Изучение автоматизированных
систем управления ультразвуковыми дефектоскопами и обработки
результатов контроля.
|
|
3 |
Изучение автоматизированных
систем управления магнитными дефектоскопами обработки
результатов контроля. |
|
4 |
Изучение автоматизированных
систем управления люминесцентные дефектоскопы и обработки
результатов контроля. |
|
Самостоятельная работа
при изучении раздела 3ПМ
Систематическая проработка
конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных
пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление
лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. |
54 |
|
|
Примерная тематика домашних задания.
Статистический анализ и
регулирование качества металлов.
Обратные связи в системе
активного контроля качества на производстве.
Выбор методов испытания на
твердость и оборудования для проведения контроля качества
деталей после различных видов термической и химико -
термической обработки металлов.
Выбор неразрушающих методов
контроля для конкретного вида продукции термического
производства. |
|
Учебная практика
Виды работ:
--подготовка
образцов и приборов к операциям контроля;
-подготовка приборов – Роквелла, Бринелля, Виккерса для
определения твердости;
-тренировочные упражнения по настройке приборов и проведению
механических испытаний под руководством лаборанта. |
*28 |
|
Производственная практика
(по
профилю специальности)
итоговая по
модулю
Виды работ :
подготовка образцов и контроль твердости после термической
и химико – термической обработки;
-
контроль твердость цементированного слоя и сердцевины ;
-проведение испытаний на
растяжение, ударный изгиб, на выдавливание , перегиб;
-проведение механических
испытаний образцов металлов под наблюдением лаборанта;
-производить подсчет и
оформление результатов механических испытаний;
-проведение технологических
испытаний, предусмотренных квалификационной характеристикой;
-внешний осмотр и измерение
деталей для оценки их качества;
-оформление результатов
испытаний;
-выбор методов
неразрушающего контроля;
|
*54 |
|
Раздел 4Металлографического
контроля качества металлов.
|
|
62 |
|
|
МДК 1 Контроль качества
термической и химико-термической обработки. |
|
28 |
|
|
Тема4.1Контроль структуры
металлов. |
Макроскопический анализ
металла. Необходимость применения макроанализа. Выявление
дефектов при выполнении макроанализа.
Микроскопический анализ
металла. Исследование структуры металла и сплавов. Контроль
качества металла . Выявление дефектов при выполнении
микроанализа. Виды дефектов, возникающие при термической и
химико -термической обработке металлов и сплавов.
Автоматизированный оперативный контроль структуры металла в
режиме реального времени. |
16 |
3 |
|
Лабораторные
работы |
12 |
|
|
1 |
. Выявление дефектов при
выполнении макроанализа. |
|
2 |
. Выявление дефектов при
выполнении микроанализа. |
|
Самостоятельная работа
при изучении раздела 4ПМ
Систематическая
проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление
лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. |
14 |
|
|
Примерная тематика домашних заданий
Изучение видов дефектов
термической и химико – термической обработки металлов и
сплавов способов их устранения. |
|
Учебная практика
Виды работ:
-подготовка
образцов к макро- и микроанализу;
-травление макро- и
микрошлифов;
-настройка
металлографических микроскопов под руководством лаборанта;
-упражнения по включению,
выключению микроскопов и фокусировка изображения поверхности
микрошлифов; |
*6
|
|
|
Производственная практика(
по профилю специальности)
Виды работ:
-проведение макроанализа по
излому металла и макрошлифам;
проведение микроанализа по
микрошлифам на микроскопе;
-определение основных
структурных составляющих металлов и сплавов и определение
размеров зерна по эталонам
-.
выявление дефектов при выполнении макроанализа;
.- выявление дефектов при
выполнении микроанализа. |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. условия
реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного
кабинета «Оборудования термических цехов»,
лабораторий: «Металловедения»,
«Методов испытания и контроля качества металлов», мастерской,
термического подразделения промышленного предприятия и ЦЗЛ.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
«Оборудования
термических цехов» :
модели термических
печей, компьютеры, программное обеспечение,
DVD,
мульмедийный проектор, образцы огнеупорных материалов, комплекты
плакатов,
комплект бланков технической документации, комплект учебно-методической
документации;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лабораторий:
_.
Металловедения:
:
микроскопы, твердомеры, полировальные станки, стенды диаграмм:
железо-цементит, состояния двойных сплавов, модели кристаллических
решеток, макро-и микрошлифы, образцы изломов
. Методов испытания и
контроля качества металлов:
_:
машины (для испытания на скручивание, разрывные, на выносливость),
приборы (на скручивание, на выдавливание), маятниковый копер,
микроскопы, твердомеры, дефектоскопы,
полировальные станки, стенды диаграмм: железо-цементит, состояния
двойных сплавов, модели кристаллических решеток, макро-и микрошлифы,
образцы изломов.
Технические средства обучения:
компьютеры, программное обеспечение,
DVD,
мульмедийный проектор, принтер, сканер.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
, :
учебно-технический комплекс «Термическая обработка металлов»,
электрические печи лабораторного типа, закалочные баки, рабочие клещи,
стенды графиков термической обработки, отрезной и,
шлифовальный станки ,
слесарные тиски, слесарный инструмент.
Центрально-заводская
лаборатория:
анализаторы углерода и серы, спектрометры,
фотоколориметры, микроскопы с видиосистемой регистрации изображения,
разрывные машины с программным управлением для испытаний при комнатных и
высоких температурах, машины для испытания на длительную прочность,
маятниковые копры, станки с ЧПУ для изготовления образцов, рентгеновские
аппараты, ультразвуковые и магнитные дефектоскопы, установка
люминесцентного контроля, установка травления изделий,
Реализация программы модуля предполагает проведение учебной практики по
использованию программно-компьютерного обеспечения в обработке
результатов анализа и контроля, и производственной практики, которую
рекомендуется проводить концентрированно.
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные
источники:
1.
Розова Н.К.
Управление качеством. – СПб: Питер, 2002г.………………
2.
Коротин
И.М. Контроль качества термической обработки металлов. М: Высшая школа,
1980.………………
3.
Долотов
Г.П., Кондаков Е.А. Наладка и эксплуатация оборудования и агрегатов в
термообработке. М: Высшая школа, 1990.
4.
Долотов
Г.П. Оборудование термических цехов. М: Машиностроение, 1988.
5.
Башнин Ю.А.
Технология термической обработки. М: Металлургия, 1986. Соколов К.Н.,
Коротич И.К. Технология термической обработки. М: Металлургия,
1988.………………
1.
Власов В.С.
Металловедение: Учебное пособие для студентов - .: Альфа – М: ИНФРА – М,
2009.………………
2.
Девисилов
В.А. Охрана труда: учебник – М. Форум, 2009.
3.
Чумаченко
Ю.Т. Материаловедение: учебник – Феникс, 2005.
4.
Технология
конструкционных материалов: учебник/А.М. Даявский, М: Машиностроение,
2004.
5.
Кривандин
В.А., Егоров А.В. Тепловая работа и конструкция печей черной
металлургии, М: Металлургия, 1989.
Дополнительные источники:
1.
Научно-технический и производственный журнал «Металловедение и
термическая обработка металлов»: Москва; Издательский дом «Фамеум».
2.
Научно-технический журнал «Металловедение – Москва, ООО «Наука и
технологии».
3.
Металловедение и термическая обработка стали: Справочное издание в 3-х
т./ Подряд. Бернштейна М.Л., Рахштадта А.Г. –М.: Металлургия, 1991.
4.
Журавлёв В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали: Справочник . -
М.: Машиностроение, 1992.
5.
марочник сталей и сплавов / Подряд. Сорокина В.Г.-М.: Машиностроение,
1989.
6.
Фиргер И.В. Термическая обработка сплавов: Справочник.- Л.:
Машиностроение,1982
7.
Шмыков А.А. Справочник термиста.- Москва,1961.
справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс» и сайты
информирующие о современном видах и методах контроля и
высокотехнологичном оборудовании;
4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием для освоения данного модуля является изучение
дисциплин: «Топливо
и печи», «Химические
и физико-химические
методы анализа»,
«Основы теории термической обработки металлов»
и
профессиональных модулей «Разработка,
внедрение и ведение
технологических процессов термической и химико-термической
обработки металлов» и
«Проведение
металлографических исследований и
механических
испытаний».
4.4.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических
(инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:.«Контроль
за соблюдением технологической дисциплины, эксплуатацией оборудования и
качества металлов.»-педагогические
кадры должны иметь высшее образование, соответствующее профилю модуля.
Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой
Инженерно-педагогический состав:
_
дипломированные специалисты-преподаватели междисциплинарных курсов
,а также общепрофессиональных дисциплин: «Топливо и печи»,
«Основы теории термической обработки металлов»
Мастера:
наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в
профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
5. Контроль и
оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Осуществлять контроль технологического процесса термической и
химико-термической обработки металлов и сплавов.
|
-Демонстрация чтения рабочих чертежей,
технических инструкций, карт технологических процессов
изготовления деталей;
-выполнение контроля и корректировка параметров технологических
процессов по контрольно-измерительным приборам;
-определение видов брака при термической и химико-термической
обработке;
-определение причин брака и методов его предупреждения и
устранения;
-выполнение анализа причин брака;
-обоснование выбора методов контроля после термической и
химико-термической обработки. |
Текущий контроль в форме
защиты лабораторных работ и практических занятий
.Контрольные работы по темам МДК.
Тестирование.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов
профессионального модуля.
Комплексный экзамен по модулю. |
Осуществлять контроль за правильной эксплуатацией оборудования
термического производства.
|
-Отслеживание показаний приборов
технологического оборудование;
_регистрирование и обработка показаний
приборов технологического оборудования;
-демонстрация навыков проверки
термического оборудования на соответствии с паспортными данными;
-демонстрация навыков пользования контрольно-измерительными
приборами;
-демонстрация навыков подготовки к работе приборов Роквелла,
Бринелля, Виккерса и переносных твердомеров;
-выполнение контроля за соблюдением правил технической
эксплуатации оборудования. |
Текущий контроль в форме
защиты лабораторных работ и практических занятий
.Контрольные работы по темам МДК
Тестирование.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов
профессионального модуля.
Комплексный экзамен по модулю. |
Выполнять контроль качества деталей и изделий после термической
обработки (испытания на твердость по Бринелю, Роквеллу и
переносными твердомерами).
|
-Подготовка образцов, деталей и инструмента
для проведения испытаний на твердость по Бринеллю и Роквеллу и
Виккерсу;
-демонстрация навыков выполнения испытаний
на твердость по Бринеллю, Роквеллу и Виккерсу;
-демонстрация навыков выполнения испытаний на растяжение и
ударную вязкость, усталость, испытания при низких и повышенных
температурах; технологических испытания;
-выявление дефектов после термической и химико-термической
обработки; демонстрация навыков пользования
контрольно-измерительными приборами;
-оформление документации технического
контроля;
-выполнение неразрушающих методов контроля
- магнитного, рентгеновского, люминесцентного, ультразвукового;
-выполнение контроля коробления и
деформации деталей . |
Текущий контроль в форме
защиты лабораторных работ и практических занятий .Контрольные
работы по темам МДК.
Тестирование.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов
профессионального модуля.
Комплексный экзамен по модулю.
|
Осуществлять металлографический контроль качества металлов.
|
-Демонстрация навыков пользования
металлографическим оборудованием и нормативной технической
документацией;
-выявление дефектов после термической и химико-термической
обработки;
-приготовление макро и микрошлифов;
-демонстрация навыков выполнения макроанализа изломов и шлифов;
-демонстрация навыков выполнения микроанализа;
-определение механических свойств металлов.
выполнение неразрушающих методов контроля -
магнитного, рентгеновского, люминесцентного ультразвукового;
-выполнение контроля коробления и деформации деталей . |
Текущий контроль в форме
защиты лабораторных работ и практических занятий
.Контрольные работы по темам МДК.
Тестирование.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов
профессионального модуля.
Комплексный экзамен по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация
интереса к будущей профессии через проектную и научно -
исследовательскую деятельность и участие в студенческих форумах;
-
- портфолио студента |
Наблюдение;
мониторинг, оценка содержания портфолио студента |
Организовывать
собственную деятельность,
определять
методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество. |
Выбор и применение эффективных методов и способов решения
профессиональных задач в области контроля за соблюдением
технологической дисциплины, эксплуатацией оборудования и
качества металлов.
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
Решать проблемы,
оценивать риски и
принимать решения
в нестандартных ситуациях.
|
Демонстрация принятия решений профессиональных задач в области
контроля за соблюдением технологической дисциплины,
эксплуатацией оборудования и качества металлов при выполнении
курсовых и дипломных проектов. |
Практические работы на моделирование и решение нестандартных
ситуаций |
Осуществлять поиск,
анализ и оценку
информации,
необходимой для
постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития. |
Эффективный
поиск необходимой информации для решения профессиональных задач
при выполнении курсовых и дипломных проектов и для
интеллектуального роста студентов.
|
Подготовка рефератов, докладов, курсовое и дипломное
проектирование; исследовательская деятельность; использование
электронных источников. |
.
Использовать информационно-коммуникационные
технологии
для совершенствования
профессиональной деятельности. |
Выполнение контроля
качества металлов и диагностики оборудования с использованием
программно-компьютерного обеспечения;
работа с АРМами, Интернет.
|
Наблюдение за навыками работы в
глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях
|
Работать в коллективе и
команде,
обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями. |
Организация
деятельности коллектива сокурсников:
- умение
работать в группе;
- наличие
лидерских качеств;
- участие в
студенческом самоуправлении;
- участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях |
Наблюдение
за ролью обучающихся в группе;
Портфолио |
Ставить цели,
мотивировать
деятельность подчиненных,
организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за
результат выполнения заданий. |
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы
сокурсников. |
Деловые игры -
моделирование социальных и
профессиональных ситуаций;
Мониторинг развития
личностно-профессиональных качеств обучающегося;
Портфолио, |
Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Самостоятельный,
профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и
проектных работ ;
- составление резюме;
- посещение дополнительных занятий;
- освоение дополнительных рабочих
профессий;
- обучение на курсах дополнительной
профессиональной подготовки.
|
Экспертная оценка выполнения
практической
деятельности при изучении П;
- открытые защиты творческих и проектных
работ;
-сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам
ДПО. |
.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности. |
-Анализ инноваций в области контроля за соблюдением
технологической дисциплины, эксплуатацией оборудования и
качества металлов;
-использование «элементов реальности» в работах обучающихся
(курсовых, рефератов, докладов и т.п.). |
Семинары,
Научно-практические конференции;
- конкурсы профессионального мастерства;
- олимпиады |
Исполнять воинскую
обязанность, в
том числе
с применением полученных профессиональных знаний
(для юношей). |
Соблюдение
требований промышленной, пожарной безопасности,
производственной и технологической дисциплины |
Тестирование;
-своевременность постановки на воинский
учёт;
-проведение воинских сборов |
Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом
2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики
обучения по программе профессионального модуля.
назад
|